Символика писанок

Символическое значение треугольника разнообразно. Оно изображает какую либо триаду: воздух-огонь-воду, три этапа человеческой жизни, небеса-землю-подземный мир. В рисунках писанок популярен орнамент под названием сорокаклинцы.                                                                                                                    Растительные элементы на писанках редко изображаются натуралистично, как правило,они подчиняются строгой геометрической организации орнаментируемой поверхности. Названия этих геометрических мотивов даются по сходству с растениями- виноград, дубовые листья, колоски, елочка, вербочка. Однако в писанках севера Украины и соседних областях России преобладают растительные мотивы как: тюльпаны, пионы, травянка,роза и букеты из них. В Закарпатье популярен мотив-сосенки, по названию вечнозеленого стелющегося растения. Согласно представлениям наших предков, вьющиеся растительные мотивы служили образным замещением "небесного змея".                                                                                                                  

    Изображения животных встречаются на писанках не часто, зооморфные, как и растителные, распространены локально. Синтез геометрических и зооморфных элеменов лежит в основе происхождения таких элементов,как: куриные лапки, медвежьи лапки,которые копозиционно располагаются вокруг одного центра,подобно свастике или треноге. Или , если взглянуть иначе, они направлены к центру из углов трех- или четырехугольного пространства.                                                                                                                В ряду изображений животных первое место занимает олень,достаточно часто встречаются: конь,барашки, а так же петух, обобщенно изображаемый на писанках Волыни.                                                                                                                                                          Знаку рыбы принято приписывать исключительно христианское происхождение,однако, по мнению Н.И.Толстого-" символ рыбы является архаичным и устойчивым, использовался в доисторическую эпоху и является воплощением чистоты и резвости, т.е. телесного и духовного здоровья".                                                                                                                              

       Важным элементом росписи писанок является так называемый " бесконечник", который трактуется как символ безостановочного хода жизни,продолжения рода. С точки зрения построения этого орнамента он напоминает меандр и имеет сходство с другим мотивом-"цыганские дорожки". Это волнистая линия,пролегающая по четырем "меридианам" или "экватору"яйца, которая часто является границей между двумя цветовыми полями. Этот мотив популярен в Гуцульщине, Волыни, Киевской области, Полесье, Харьковщине и на Кубани. Другой вариант бесконечника- четыре спиральных завитка с центрами на "экваторе" яйца, которые заполняют всю поверхность яйца, переходя друг в друга и раскручиваясь. Писанки с "бесконечником" имеют обрядовое значение: пасечник "христосуется" ими с пчелами,складывая яйца под первый улей, для того, чтобы пчелы бесконечно роились." Поясок" символизирует дорогу и оберегает людей от разобщения и ссор. "Вазонки"( цветок в вазе) обозначают Древо жизни- ось вселенной. Волны, ужик либо меандр- символизируют воду.                                                                                                                                                                                                    
      Казалось бы, исключительно декоративный характер имеет сетка(решетка), которая заполняет всю поверхность треугольников, спиралей и ромбов. Однако, если обратиться к еще недавно бытовавшим обрядам восточных славян, можно увидеть, что сеть использовалась как магический и охранительный атрибут во многих обрядах. Опоясывание  сетью в брачных обрядах предохраняло молодых от порчи, способствовало деторождению. Сетью опоясывали бесплодных женщин и рожениц. Сеть охраняет человека от дурного глаза и порчи, ею покрывают умершего, чтобы он не стал "ходячим покойником" и не вернулся на землю. По мнению Н.И.Толстого," славянская народная символика сети семантически связана с моментом плодородия(чадородия), брака, а функционально- с защитой от "нечистой силы". Увеличенная сетка из миниатюрных квадратных элементов напоминает узорные ткани ручной выделки и называется на Гуцульщине-"проскурка".

Комментариев нет:

Отправить комментарий